«Разнообразие растений.Дыхание и питание растений» методическая разработка по окружающему миру (3 класс) по теме

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя школа № 28

ст. Вознесенской муниципального образования Лабинский район

План конспект урока по окружающему миру 3 класс

Тема урока

«Разнообразие растений.

Дыхание и питание растений»

Урок разработала:
учитель начальных классов
Полицковая С.Н.

Тема: Разнообразие растений. Питание и дыхание растений.

Цели урока: познакомить детей с новой классификацией растений; рассмотреть особенности каждой группы растений; связь солнца, растений, людей.

Воспитывать доброе отношение к природе и показать скрытую от наших глаз великую роль растений в поддержании жизни на Земле.

Оборудование: проекционный аппарат; экран, презентация – «Разнообразие растений», учебники, рабочая тетрадь 1альбомный лист, карандаши.

Ход урока.

1.Орг. момент.

Приветствие. Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2.Проверка домашнего задания. Тест (слайд 2-7)

1. Выберите правильное определение почвы

  1. верхний слой земли, где есть песок и глина
  2. верхний слой земли, где есть песок, глина, воздух, вода;
  3. верхний плодородный слой земли; +

2. Какая главная часть почвы?

  1. перегной; +
  2. песок;
  3. глина.

3. Что образуется из перегноя под действием микробов?

  1. вода;
  2. воздух;
  3. соли. +

4. Что используют растения для питания?

  1. микробы;
  2. соли; +
  3. перегной.

5. Что образуется из остатков умерших растений и животных под
действием микробов?

  1. песок;
  2. глина;
  3. перегной. +

3. Сообщение темы и целей урока.(слайд 8,9,10)

У:- Отгадайте, загадки и узнаете, о чем пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке.

Стоит Алена: В золотой клубочек
Платок зеленый, Спрятался дубочек (Жёлудь)
Тонкий стан,
Белый сарафан. (Береза)

Что же это за девица: Вырос в поле дом —
Не швея, не мастерица, И стоит новый дом на столбе золотом.
Ничего сама не шьет, ) Полон дом зерном
А в иголках круглый год? (Ель.) Стены позолочены,
Ставни заколочены. (Колос)
Во лугах сестрички —
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка)

У: — Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой
классификацией растений. Рассмотрим значение растений как источника питательных веществ и кислорода для других живых существ, в том числе и для человека.

У: На какие группы можно распределить эти растения? (деревья ,кустарники, травы) (слайд 11,12,)

У: Как называется наука, которая изучает живую природу?
Д: Биология.

У: На какие царства ученые-биологи делят живую природу? (слайд13)
(Ответы детей.)

Живая природа

Бактерии люди

Грибы растения животные

— Каждому учащемуся предлагается нарисовать в течение двух минут любое растение, после этого сверить рисунки с другими учащимися класса и найти общие признаки (предполагаемые ответы: цветки, стебли, листья, зеленый цвет) (слайд14)

Физкультминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете —
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

3. Знакомство с новой классификацией растений.

У: Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, уже слышали такое выражение: «растения – зелёная одежда Земли». Они образуют луга, леса. Зелёный наряд делает нашу планету удивительной. Наука о растениях называется ботаникой. Учёные – ботаники делят царство растений на несколько групп. (слайд 15)

растения

Высшие

растения

Низшие

растения

растен растения

мхи

папоротники

хвойные

цветковые

водоросли

Физкультминутка

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.

Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете —
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

У: В каждой группе растений много видов.

Посмотрите на растения в учебнике(стр.72)

-Как слова «солнце», «растения», «человек» распределить на две группы? (солнце – неживая природа; растения, человек – живая природа.)

-Назовите признаки живой природы. (движение; питание; дыхание; рост и развитие; размножение.)

-А теперь давайте рассмотрим, как растения дышат и питаются.

4. Дыхание растений. Растения из воздуха поглощают частицы кислорода и выделяют углекислый газ. (слайд № 16 ).

5. Питание растений -А как же растения питаются? (своими корнями растения всасывают из почвы воду с растворенными в ней минеральными солями.) (слайд17)

-Инсценировка сказки учащимися 4-го класса.

  1. Очень любила Маринка ходить по лесу и наблюдать. Как-то однажды, умаявшись, села девочка отдохнуть под старым дубом.
  2. И почему это листья такие зеленые, и о чем они все время перешептываются? — подумала Маринка.
    -Эй, малыш-ш, что глядишь-шь? — лопотали над ней листья.

— Разве ты нас поймешь-шь-шь? -Пойму, — решительно сказала девочка.

-Ишь какая, ишь-ишь, — засмеялись листья. Мы потому шелестим, шепчемся, что солнышку радуемся. А зеленые мы оттого, что в каждом из нас полным-полно чудесных хлорофилловых зерен. Зерна так малы, что не разглядеть, но каждое такое зернышко работает, как крохотный заводик. Эти крохотные заводики готовят пищу всему дереву.
А вот и нет, — прошептала Маринка. — Я знаю — дерево кормят корни. Несмышленыш-ш! — зашелестели листья. — Без корней тоже не прожить: они из-под земли воду выкачивают. В той воде растворено много необходимых растениям веществ, но из того, что добывают под землей корни, не то что ствол — даже маленькой веточки не построить. Вот потому-то и
работает в листьях множество хлорофилловых зерен. Они берут из воздуха невидимый углекислый газ. Из этого газа, воды и растворенных в ней веществ, добытых корнями, чудесные зернышки- заводики и делают строительный материал для новых веток, корешков, ствола. -Ну да, вы уж скажете, — засомневалась Маринка— Даже самым маленьким заводам нужно электричество или жаркий огонь. Верно говориш-шь-шь, — зашелестели листья. — Заводам для работы нужна энергия. Ну, а нашим зеленым заводикам энергию дает солнце. Крохотные хлорофилловые зерна с утра до вечера ловят свет. С его-то помощью они и соединяют различные вещества в одно — живое. А осенью, когда дни короче,
а солнца все меньше, исчезают живые заводики, не видно зеленых зернышек,
и делаются листья желтыми или красными, оранжевыми.
-Выяснение понимания смысла сказки.
Итог урока.

Кроссворд.(Слайд18) Впишите в кроссворд названия органов растений:

\

  1. Орган, который образуется из цветка. В нем развиваются семена.
    2.Орган растения, который растет вверх. По нему проходят питательные
    вещества.

3.Орган, который растет вниз, находится в почве.

4. Части растения, которые растут на побегах. С их помощью растение
питается и дышит.

  1. Части растения, которые находятся в плодах. Ими растение
    размножается.
  2. Орган растения, из которого развиваются плоды.

Ответы: 1. Плод. 2. Стебель. 3. Корень. 4. Листья. 5. Семена. 6. Цветок.

Дом. задание
Заполнить схемы в рабочей тетради № 1,2 стр.32-33

Питание растений (Подкормка)

Для роста роз необходимы минеральные вещества, которые содержатся в почве.

Основные минеральные вещества:

• Азот (N) влияет на рост побегов и листьев.
• Фосфор (Р) способствует образованию цветов и плодов.
• Калий (К) регулирует содержание воды в тканях
и повышает сопротивляемость.
• Кальций (Са) способствует росту корней и образованию побегов, связывает кислоту.
• Магний (Mg) стимулирует образование хлорофилла.
Микроэлементы, такие как железо (Fe), марганец (Мn), цинк (Zn), бор (В), молибден (Мо) и медь (Си) необходимы розам лишь в незначительном количестве.

Виды удобрений

Органические удобрения состоят только из компонентов животного и растительного происхождения. В почве они постепенно разлагаются на минеральные вещества, которые усваиваются растениями.
• Высушенный коровий навоз (его можно приобрести в специализированных магазинах) является поставщиком калия.
• Древесная зола (но не угольная зола) содержит много
калия и магния.
• Роговая стружка поставляет азот; смесь роговой стружки, костной и кровяной муки — азот и фосфор.
• Доломитовый мергель, известняк повышают содержание извести в почве (50-100 г. на кв. м в год, в зависимости от величины рН).
• Компост и навоз (пролежавший два года) обогащают почву азотом.
Минеральные удобрения производятся химическим путем. Содержащиеся в них минеральные вещества быстро усваиваются растениями, однако они могут представлять опасность для обитающих в почве живых организмов.

Формы удобрений

• Комплексные минеральные удобрения встречается в продаже в виде смеси органических, минеральных или минерально-органических удобрений. Их состав (куда входят N, Р и К) указан на упаковке. Для роз идеальным является содержание: 99с азота (N), 6% фосфора (Р) и 12% калия (К).
• Жидкие удобрения используются для скорейшего устранения недостатка определенных минеральных веществ.
Следует обращать внимание на дозировку, указанную на упаковке, иначе можно сжечь растение.

Когда и как производить подкормку?

Если роза была высажена в хорошо подготовленную почву, то в течение первого года ее не подкармливают, чтобы она хорошо укоренилась. Неправильная подкормка может привести к заболеванию растения.
• В сухую погоду перед и после подкормки растение обильно поливают.
• Капли жидкого удобрения не должны попадать на цветы и листья.
• Минеральные и смешанные удобрения заделывают в ночву.
• Органические удобрения вносят поздней осенью или зимой.
• Ежегодно вносят один кг компоста на кв. м и раз в три года добавляют три кг навоза на кв. м.
• В октябре, апреле-мае добавляют горсть роговой стружки на кв. м.
Минеральные удобрения вносят весной — 100-120 г на кв. м. Если на зиму розы укрывают навозом, весной количество вносимых минеральных удобрений сокращают на треть. В июне производят вторую подкормку. В начале сентября вносят около 40 г калийных удобрений на кв. м.
• Важно: начиная с июля перестают вносить удобрения, содержащие азот.

Метки: Уход за розами Питание роз

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *