Существует ли удобрение для всего огорода сразу?

«Богатый урожай овощей получите только при условии подкормки огорода» — говорила бабушка моим родителям, когда они решили заняться огородничеством. Через некоторое время эта истина была передана и мне.

И вот сейчас я хочу поделиться с вами опытом: как удобрить огород разными способами. Ведь разные овощи предъявляют неодинаковые требования к содержанию азота, калия и фосфора в почве. А соблюдая правила подкормки, основанные на личном опыте, мы с вами сделаем хороший задел для богатого урожая.

Почему я решил удобрить огород

Ежегодно собирать богатый урожай мне помогают два правила: своевременная подкормка и умеренное удобрение. Осенью я вношу средства, способствующие повышению плодородия почвы, весной – полноценное питание для будущих посадок. При этом никогда не работаю «на глаз», особенно с минеральными удобрениями.

Я начинаю удобрять субстрат только после полного схода снега. Знаю про опыт раскладки удобрений еще по сугробам, но не считаю его эффективным: это способствует таянию, но велика вероятность, что подкормка «уплывет» за пределы участка с талыми водами.

Советую вам заранее составить план подкормок: так проще не запутаться и все успеть. Обязательно ориентируйтесь на особенности культуры: деревья и кустарники удобряют сразу после сошествия снега, однолетние растения – перед сеянием. Если вы разводите культуру рассадой, требуется дополнительный график подкормок для домашнего периода развития. Не всем растениям достаточно однократного удобрения. Требуются подпитки по мере роста: для наращивания зеленой массы, развития корневой системы, формирования плодов.

Какие удобрения нужны для огорода

Чтобы каждый год собирать с приусадебного участка богатый урожай, позаботьтесь об его комплексном удобрении:

  1. Органика. Помет, навоз, торф, компост.
  2. Минеральные средства. Азотные – селитра аммиачная, мочевина, калийные, фосфорные – преципитат, суперфосфат.
  3. Бактериальные удобрения с полезными микроорганизмами: фосфоробактерином, нитрагином, азотобактерином.
  4. Витамины-фитоспорин.
  5. Микроэлементы. Марганец, цинк, медь, железо.

Помимо этого, советую вам обратиться к сидератам и проверенным народным способом.

Удобрения для огорода своими руками

Все подкормки, которые мы применяем, разделяются на три большие группы: органические, минеральные и смешанные. Каждая из них – источник определенных важных элементов.

Органика животного происхождения

Распространенные удобрения – куриный помет, коровяк, конский навоз. Их внесение не только разрыхляет, облегчает почву, но и способствует размножению полезных почвенных бактерий, обогащающих грунт. С органикой важно не переборщить – она содержит немалую долю азота. В умеренных количествах он способствует наращиванию зеленой массы растений, а при переизбытке, напротив, угнетает их развитие.

Предупреждение для начинающих садоводов: не вносите свежий навоз. Для подкормки растений годится минимум прошлогодний. Попав в теплую и влажную среду, тот же свежий коровяк активно распадается. Процессы сопровождаются выделением тепла и газов – такая реакция обжигает корневую систему растений.

Чтобы свежий навоз перегнил быстрее, не оставляйте его в чистом виде. Процессы идут гораздо скорее при добавлении опилок, соломы, прошлогодней листвы, измельченной бумаги.

Представлю основные правила удобрения органикой:

  1. Навоз не стоит глубоко вкапывать в почву: максимум – на штык лопаты. При глубоком внесении закрывается доступ кислорода к удобрению, оно практически не разлагается.
  2. При подкормке удобрение накладывают по участку в небольшие кучки, а затем быстро их разбивают и запахивают в субстрат. Размер кучи зависит от почвы: чем она тяжелее, тем меньше горка. После удобрения землю прикатывают станком – для равномерного разложения помета.
  3. Если вы хотите ускорить распад органики, то на 5-6 день после ее внесения снова перекопайте обработанный участок – под воздействием новой порции кислорода процессы ускорятся.
  4. Для ряда культур (садовой клубники, виктории и проч.) полезно практиковать поверхностное внесение – перегной раскладывается по гряде слоем в 5 см. Сами растения усыпать им не следует – органика может способствовать развитию гнили. Подкормка хороша тем, что, помимо умеренного удобрения, она защищает субстрат от иссушения.
  5. При поверхностной подкормке перегной смешивают со мхом, опилками, мякиной, соломой, чтобы он выполнял функцию мульчи.

На известковых, песчаных почвах внесение в субстрат органики способствует более скорому и равномерному прогреванию земли. Глинистые, тяжелые почвы она эффективно разрыхляет, облагораживает.

Компосты

В органических удобрениях только малая часть азота в доступной для растений форме. Но при попадании в почву компост становится «добычей» миллиардов микроорганизмов. Бактерии поедают его, разлагая и трансформируя нерастворимые азотные соединения в «съедобные» для растений элементы.

Поделюсь с вами собственным «рецептом» приготовления компоста:

  1. Выделите участок примерно 10 м2, накройте его плотным полиэтиленом.
  2. Разложите слой соломы высотой примерно 15 см.
  3. Далее – 20 см навоза.
  4. Третий слой – 15-20 см торфа.
  5. Прослойка из извести и фосфоритной муки (1:1). На 1 м2 требуется 50-60 г такого состава.
  6. Еще один слой свежего навоза (15-20 см).
  7. Завершает «пирог» тонкий слой садовой почвы.

Укройте компостную кучу полиэтиленом, оставьте дозревать на 7-8 месяцев.

Представлю еще один вариант приготовления собственного органического растения. В начале весны я подготавливаю компостную яму. Весь сезон мы складываем в нее все, что хорошо гниет: скошенную траву, сорняки (обязательно без цветков и плодов), очистки, несъедобные плоды. Для лучшего гниения периодически поливаю кучу, перелопачиваю ее.

Поздней осенью расстилаю большой кусок полиэтилена, вываливаю на него все содержимое кучи так, чтобы самый свежий слой оказался внизу, а самый старый – наверху. Накрываю перегной еще одним отрезком полиэтилена, оставляю на всю зиму. К весне у меня готово отличное органическое удобрение.

Зольные удобрения

Зола в среде садоводов и огородников называется «печным золотом». Это не только отличное удобрение, но и средство для обеззараживания почвы, опыления растений от вредителей. Зольные подкормки также противодействуют закисленную субстрата. Это подкормка сразу несколькими полезными компонентами:

  • фосфор;
  • калий;
  • цинк;
  • кальций;
  • магний;
  • железо.

Не рекомендую вам сочетать подкормку органикой с зольным удобрением. Я применяю такую схему: внесение перегноя под зиму, а древесной золы – при весенней перекопке. При сеянии, пересадке растений можно использовать жидкий раствор золы – поливать им бороздки, лунки.

Опудривание заболевших растений «печным золотом» не уступает по эффективности спец препаратам. Такая обработка выводит колорадского жука, капустных вредителей, слизней. Но опудривание проводят только в сухую и безветренную погоду.

Неорганические подкормки

Минеральные удобрения нужно использовать с осторожностью, только по инструкции, чтобы не навредить посадкам. Глубина их заделывания не превышает 20 см. Средства разделяются на категории:

  1. Азотные. Главная цель: наращивание зеленой массы. Средствами обогащают почву дважды в год: к середине апреля и к середине сентября. Способ внесения одинаков: подкормку разбрасывают по поверхности почвы вручную, а затем перекапывают субстрат. Отлично, если он будет немного увлажненным. Дозировка: на 10 м2 – 300-350 г.
  2. Калийные. Цель подкормки – повышение урожайности культур. «Природный» калий находится в субстрате в трудноусваиваемой форме, отчего растения нередко страдают от его дефицита. Их вносят в почву осенью вместе с перегнившим навозом. Дозировка: на 10 м2 – 200 г.
  3. Фосфорные. Элемент ускоряет образование хлорофилла в листовых пластинах растений. Фосфор способствует не только урожайности культуры, но и улучшению качества плодов. Подкормку разбрасывают по поверхности гряды, после чего перекапывают участок на штык лопаты. Дозировка: на 10 м2 – 250 г.

Существуют так называемые гуминовые составы – комплексные минерально-органические удобрения. Их применяют строго по инструкции: для открытой гряды – опрыскивание, для закрытой – капельный полив, дождевание.

Дрожжевые подкормки

Дрожжи – природный источник витаминов, аминокислот, белков. Такая подкормка делает рассаду более выносливой, способствует разветвлению корневой системы, повышению иммунитета. Дрожжи положительно влияют на структуру почвы, активизируют жизнедеятельность населяющих ее микроорганизмов.

Представляю два проверенных рецепта:

  1. Сухие дрожжи. 100 г продукта смешивают с 2 ст. ложками сахара, заливают 10 л воды. Масса настаивается 2 часа. Затем концентрированный состав разводят 50 л воды. Получается отличная подкормка для рассады и декоративных растений.
  2. Сырые дрожжи. 1 кг продукта – на 5 л подогретой воды. Через 2 часа массу разбавляют 50 л воды. Годится для корневой подкормки плодовых деревьев и кустарников.

Больше всего дрожжевые подкормки любят овощные культуры: томаты, бахчевые, перцы, морковь, огурцы, редис. Удобрение позволяет значительно увеличить их урожайность.

Выращивание сидератов

Одни из самых полезных удобрений – это крестоцветные растения, улучшающие структуру почвы. Перечислю их замечательные достоинства

  1. Экономичность. Для плотного засева 100 м2 земли вам понадобится 180-200 г семян.
  2. Морозостойкость. Могут выдерживать низкие температуры вплоть до -100 С.
  3. Высокая скорость развития. Растения высаживают в несколько поколений с мая по октябрь.
  4. По питательности зеленая масса сидератов сравнима с коровяком: азот – 0,5 %, калий – 0,6 %, фосфор – 0,25 %.
  5. «Раскисление» почвы (действие щелочного клеточного сока).
  6. Корневая система способна усваивать азот из воздуха, переводить калий, фосфор и полезные микроэлементы в форму, легко усваиваемую другими растениями.
  7. Разлагающая ботва крестоцветных подавляет, угнетает развитие сорной травы.
  8. Сидераты-крестоцветные – медоносные растения. Они способны выделять нектар даже в холодные ночи.
  9. Санитарная роль. Выделяющие фитонциды противодействуют патогенной почвенной микрофлоре.

Ботва крестоцветных – отличный корм сельскохозяйственным животным. Самые распространенные культуры:

  1. Сурепица. Ею засевают участки сразу после сбора урожая – растение успевает вырасти и зацвести до холодов. Ранней весной сурепица продолжает свое развитие. В начале мая участок с сидератом перекапывают. Это позволяет обогатить почву не только питательными веществами, но и фитонцидами, убивающими болезнетворные организмы.
  2. Масличная редька. Применяется для участков, которые в текущем сезоне «отдыхают». На 100 м2 земли требуется 70 г семян. Для равномерно высевания их смешивают с речным песком.
  3. Белая горчица. Одно из самых скороспелых однолетних растений, отчего за сезон вы можете вырастить сразу несколько поколений сидерата. Солнцелюбивая культура наиболее активно развивается при длинном световом дне. Белая горчица абсолютно не требовательна к почвогрунту.
  4. Рапс. Представлен яровой и озимой формами (они могут переходить друг в друга). Более требователен к теплу, чем вышеперечисленные культуры. Рапс удобен самосевом: его стручки раскрываются, а семена, попав в землю, прорастают и всходят после перезимовки.

Сажать сидераты на участке можно с весны и до поздней осени. Для равномерного распределения семена смешивают с песком, заделывают на глубину 2-3 см. Если почва совсем бедная, стоит подкормить посадки азотным удобрением. В качестве сидератов нередко используют злаковые (пшеницу, овес, рожь), бобовые (горох, сою, люцерну), гречиху.

Чем подкормить почву на огороде

Поделюсь с вами действенными народными «рецептами» подкормок:

  1. Зеленый настой для ягодных, овощных культур. На 10 л воды вам понадобится 2 кг мелко порубленной травы – газонной, сорной, ботвы культурных растений. Масса настаивается 2-3 дня. Подкормка посадок ведется с расчетом 3-4 л состава на 1 м2. Интервал внесения удобрения: 2-3 раза с перерывом в неделю.
  2. Яичная скорлупа. Источник кальция высушивают, измельчают до состояния порошка, затем заливают кипятком и настаивают в течение 7 дней. Раствором проводят корневую подкормку. При разведении рассады скорлупу можно применять в качестве дренажа.
  3. Крапивное удобрение. Настой растения – природный бесплатный источник азота, способствующий урожайности культур. Молодое растение измельчают, заливают в бочке водой в пропорции 1:10. Состав настаивается 1-2 недели, используется как универсальное жидкое удобрение.

Я нередко готовлю комплексные жидкие удобрения, смешивая между собой золу, дрожжи, органику в разных пропорциях.

подкормка огорода яичной скорлупой

Как правильно подкармливать огород

Самые масштабные удобрения участка – осенью и весной. Советую вам запомнить, в какой сезон правильнее вносить ту или иную подкормку. Для органики:

  1. Осень. Внесенные под зиму удобрения разлагаются медленнее, но процесс включения органики в гумус проходит более интенсивно. Такие долгосрочные подкормки способствуют постепенному качественному наращиванию плодородия почвы. Доказано на своем опыте: если ежегодно вносить осенью компост, навоз, можно добиться преображения не плодородного субстрата в чернозем.
  2. Весна. Органические подкормки разлагаются гораздо быстрее. Поэтому главная цель весенних подкормок – уже не повышение плодородности, а питание растений. Для этих целей используют разнообразные жидкие составы, богатые азотом и фосфором. Многие вы легко приготовите самостоятельно: жидкий коровяк, забродивший настой крапивы или сорной травы с вашего участка. Добавьте золу, костную муку для повышения эффективности подкормки.

При использовании минеральных удобрений советую вам ориентироваться на данные рекомендации:

  1. Минеральные удобрения способствует разложению плодородного почвенного слоя (гумуса) на легкодоступный растениям азот. Растения в такой среде развивают обильную зеленую массу. Однако избыток азота ведет к наращиванию ботвы в ущерб урожаю.
  2. По результатам исследований, растения, выращенные только на минеральных удобрениях, подвержены грибковым заболеванием, быстрее портятся. Ненормированные подкормки способствуют накоплению в плодах нитратов.
  3. Минеральные удобрения не способствуют повышению плодородия почвы – они разлагают гумус. Поэтому их правильно использовать только для подкормок отдельных культур. Важны умеренные дозы, иначе растение уйдет в ботву, а почвенная микрофлора вокруг него будет погублена.

Я всегда вношу минеральные удобрения только в субстрат, прежде удобренный органикой. Компост, перегной не позволяют химическим веществам разрушать биогумус.

Опрыскивание листьев на огороде

Важные правила внекорневых подкормок:

  1. Не обрабатывают сухие, влажные листья.
  2. Состав раствора для обработки должен быть умеренно кислым (рН 6.2-7.0).
  3. Подкормку не проводят в дождливую, солнечную погоду. Идеальный вариант – сухой пасмурный безветренный день, вечер.
  4. Более восприимчивы к удобрению молодые листья без кожистой оболочки.
  5. Частота обработок – не более 2 раз в неделю.
  6. За две недели до цветения подкормки прекращают.

Популярные минеральные удобрения для опрыскивания:

Подходящие органические удобрения:

  1. Настой сорной травы (0,5 кг зелени на 4 л воды). Масса настаивается 2-3 недели, после чего фильтруется и используется по назначению.
  2. Концентрированный крапивный раствор (1 кг травы на 10 л воды). Состав настаивается месяц. Для подкормки его разводят водой в пропорции 1:10.

Готовые удобрения для опрыскивания продаются в садовых центрах – удобно, что они разделяются по цели применения, огородным культурам.

Какие трудности могут возникнуть при применении удобрений

Садоводам и огородникам порой сложно распознать, что не так с растением, какой подкормки недостаточно, а какого удобрения – избыток. Расскажу, как распознать недостаток элементов:

  1. Азот: светло-зеленая ботва, пожелтение старых листьев. Преждевременное опадание зелени, созревание плодов.
  2. Фосфор: угнетение развития, темно-зеленая листва, голубоватые, пурпурные, фиолетовые пятна.
  3. Калий: пожелтение ботвы, пестролистность, «ржавчина».
  4. Магний: лист становится практически белым, наблюдается появление красных, оранжевых, желтых вкраплений.
  5. Цинк: отмирание всей поверхности листа, желтоватые, бронзовые оттенки ботвы.
  6. Железо: равномерный хлороз – лист белеет, желтеет.
  7. Сера: лист становится светло-зеленым, прожилки – почти белыми.
  8. Марганец: «шахматная» потеря зеленой краски, омертвение тканей листа.
  9. Кальций: обесцвечивание молодых листьев, скручивание их в трубочку. Остальная ботва темно-зеленая.

Переизбыток элементов распознается по другим признакам:

  1. Азот: крупные, сочные, темно-зеленые листья при задержке цветения.
  2. Фосфор: межжилковый хлороз.
  3. Калий: потемнение, измельчение листьев, замедленный рост.
  4. Магний: отмирание корней.
  5. Цинк: прозрачная, водянистая зелень, неправильной формы листья.
  6. Железо: прекращение развития и корневой, и зеленой части растения, опадание листьев.
  7. Сера: пожелтение, скручивание вовнутрь листвы.
  8. Марганец: появляются некротические пятна, листва сморщивается и облетает.
  9. Кальций: светлые ассиметричные пятна, отмирание зеленой массы.

Удобрение участка – залог завидного урожая. Но подкормки должны быть грамотными, своевременными и комплексными: это минеральные, органические, народные средства. Важно соблюдать график удобрения: как недостаток, так и избыток питательных, минеральных элементов негативно сказывается на растении.

Решу егэ

ЗАДАНИЕ 19 ЕГЭ (2016 год): РАССТАНОВКА ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В СЛОЖНОПОДЧИНЁННОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ.

Особенности выполнения задания 18

Цель задания:Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые. При такой формулировке ответ может содержать как одну, так и более цифр. Написание ука­жи­те все цифры(У) очень сильно облегчает задание и делает его более лёгким, чем остальные. Поэтому на РЕШУЕГЭ формулировка будет только такой.

От учащихся требуется проявить умение расставлять знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

При этом в 100% случаев модель предложения одна: это сложноподчинённое предложение с придаточным определительным с союзным словом который. Почему именно такой тип? Видимо потому, что именно в предложениях с данным союзным словом учащиеся не видят границ предложения, следуя правилу начальной школы «Перед словом «который» ставь запятую». Такого правила нет.

Для выработки навыка осмысленной постановки знаков препинания необходимо:

1. Понимать, что такое СПП , для этого обратимся к разделу Справки Ссылка;

2. Уметь определять основы главного и придаточного предложений;

3. Понимать, что союзное слово который далеко не всегда стоит в начале придаточного предложения и оно может быть в разном роде, числе падеже, с предлогом или без, что перед ним могут стоять другие члены придаточного предложения;

4. Учитывать, что главное предложение может быть осложнено однородными членами, в частности, сказуемыми;

5. Иметь в виду, что иногда в главном предложении могут быть причастные обороты, необособляемые запятыми, и искать запятую для их обособления не нужно. Таких запятых просто не будет.

Рассмотрим предложения из каталога РЕШУЕГЭ. Начнём с самых простых.

Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Мо­гу­чая даль­не­во­сточ­ная тайга (1) уди­ви­тель­ной кра­со­той (2) ко­то­рой (3) мы лю­бо­ва­лись (4) пред­став­ля­ла без­бреж­ный зе­ле­ный океан.

.

Как видно из разбора по членам предложения, в придаточном от основы ставятся вопросы ко второстепенным членам, и это одно предложение. Грубой ошибкой было бы не заметить, что слова «удивительной красотой» входят в придаточное, ведь смысл предложения в том, что любовались красотой, а не тайгой вообще.

Верный ответ 1 и 4.

В сти­хо­тво­ре­нии (1) Пуш­кин вспо­ми­на­ет своё двух­лет­нее из­гна­ние и няню (2) шагов (3) ко­то­рой (4) он уже ни­ко­гда не услы­шит.

, какую? (шагов ко­то­рой он уже ни­ко­гда не услы­шит.)

Придаточное стоит после главного, дополнение «шагов» уточняет, что не услышит автор именно их, но они принадлежат той няне, что названа словом «которой».

Ответ 2.

Более сложный случай — предложение очень распространённое.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство (1) от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли (2) ко­то­ро­го (3) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты (4) в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство, какое?(от­дель­ные пред­ста­ви­те­ли ко­то­ро­го ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты), в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции.

Запишем два предложения отдельно, заменив слово «которого» на «духовенство».

Го­род­ское и сель­ское ду­хо­вен­ство в какой-то мо­мент снова вы­де­ли­ло из своей среды ряд за­ме­ча­тель­ных пред­ста­ви­те­лей ин­тел­ли­ген­ции. От­дель­ные пред­ста­ви­те­ли духовенства (=ко­то­ро­го) ещё до ре­во­лю­ции про­яв­ля­ли себя как ин­тел­ли­ген­ты.

Следует обратить внимание на предложения, в которых главная часть имеет однородные члены.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми (1) бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства (2) по от­но­ше­нию (3) к ко­то­ро­му при­ня­то го­во­рить «выс­шее» (4) и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Отец и мать Грея были не­воль­ни­ка­ми бо­гат­ства и за­ко­нов того об­ще­ства, какого того?(по от­но­ше­нию к ко­то­ро­му при­ня­то говорить «выс­шее»), и сво­е­го по­ло­же­ния в нём.

Верный ответ 2 и 4.

Таким образом, следует отработать навык видения слов, связанных со словом «который», и не забывать ставить запятые.

…к маль­чи­ку, стар­шая сест­ра ко­то­ро­го…

…Бол­га­рия, гео­ст­ра­те­ги­че­ское по­ло­же­ние ко­то­рой…

…за­ба­вы, вос­по­ми­на­ния о ко­то­рых…

…на фо­то­гра­фию, ис­то­рию ко­то­рой…

…кухню, к левой стене ко­то­рой…

и этот ряд бесконечен.

Источник: https://rus-ege.sdamgia.ru/problem?id=1393

Егэ по русскому языку: задания 18 и 19

Задания 18 и 19 КИМ ЕГЭ по русскому языку завершают блок заданий на знание пунктуации. Как и в предыдущих заданиях, в них необходимо вместо цифр поставить (или не поставить) запятую, а затем указать необходимые цифры в ответе.

Пример.

18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подробный разбор задания можно посмотреть на видео.

19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Подробный разбор задания можно посмотреть на видео.

Справочный материал

Сложноподчиненные предложения.

Сложные предложения с различными видами связи.

Сложные предложения, в которых одно простое предложение по смыслу подчиненно другому и связано с ним подчинительными союзами или союзным словом, называются СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫМИ.

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Союз

1) союз можно опустить: Я сказал, что люблю горы (Я сказал: люблю горы).

2) союз можно заменить другим союзом: Когда включили свет, комната. показалась большой (когда = как только,едва, лишь только).

3) на союз не падает логическое ударение.

Союзное слово.

1) С.с. является членом предложения, его нельзя опустить: Я знаю, что скажет тебе отец (местоим., наречие).

2) С.с. можно заменить другим словом: Не знаю, что меня привлекает в этом человеке (что = какие черты).

3) на С.с. падает логическое ударение.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРИСОЕДИНЯЮТСЯ К ГЛАВНОМУ:

Только союзами:

Сравнительными (как что?): будто, как, чем, словно, точно.

Времени (когда?): когда, пока, едва, как только, в то время как

Цели (для чего?): чтобы, для того чтобы.

Причины (почему?): ибо, потому что, так как,благодаря тому что

Следствия (в следствие чего?): так что.

Условия (при каком условии?): когда, если (…то, так), коли,ежели,раз.

Только союзными словами:

Определительными (который?): который, что, кто, где, куда, какой, когда, откуда, чей

Места (где? куда?): где, куда, откуда.

Союзами и союзными словами:

Образа действия меры и степени (как? каким образом?): союзы – будто, как будто, словно,точно; Сс – как, сколько, насколько, что.

Уступительными (несмотря на что?): Союзы – хотя, несмотря на что, пускай, даром что;

С.с. – где ни, как ни, когда ни, сколько ни, что ни, кто ни.

ОСОБЕННОСТИ ПУНКТУАЦИИ В СЛОЖНЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЯХ.

Если придаточное присоединяется к главному предложению при помощи составного союза (потому что, оттого что, в силу того что, вследствие того что, вместо того чтобы, для того чтобы, с тем чтобы, так же как, ввиду того что, в случае если, несмотря на то что, перед тем как, прежде чем и др.), запятая ставится 1 раз – в зависимости от смысла и интонации, или перед союзами что, чтобы, как.

ЗАПОМНИТЬ:

.Однако дождь кончился.

, . Хотел прийти, однако родители не разрешили. (=но)

. Дождь, однако, закончился. (вводное слово)

. Однако, когда надо было принять срочное решение, я советовался с отцом.

НЕ ВСЕ ОБОРОТЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРИДАТОЧНЫМИ ПРЕДЛОЖЕНИЯМИ.

1. Сядь как следует…(целое словосочетание). Мне всё равно куда идти. Может прийти кто угодно.

2. Запятыми выделяются уступительные обороты с союзами хотя, пусть, даром, что: Ему должен хороший, пусть и непродолжительный, отдых.

РАЗЛИЧАЙТЕ:

Запятая перед словосочетаниями и предложениями с союзом КАК.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда первое придаточное подчиняется главному, а остальные ­ последовательно друг другу:

, (так как боялись отца), (который был тоже несколько смущён), (хотя старался этого не показать). , (союз так как…), (С.с. который…), (союз хотя).

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда придаточные относятся к разным словам одного и того глав. предложения:

(Когда бричка была уже на конце деревни), , (который тащил на себе бревно).

(союз когда…), , (С.с. который).

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ, когда придаточные относятся к одному и тому же слову и отвечают на один вопрос:

, (как мало-помалу темнело небо), (как опускалась на землю мгла),(как засветились звёзды. , (союз как…), (союз как…), (союз как…).

КОМБИНИРОВАННОЕ ПОДЧИНЕНИЕ,

, (так что не разберешь), (идёт ли снег с неба или с земли).

, (союз так что…), (…союз ли…).

БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (БСП) – предложения, связанные только по смыслу и интонацией.

ТАБЛИЦА ПРИДАТОЧНЫХ

Учёные со­зда­ли уни­каль­ный ма­те­ри­ал (1) гра­ну­лы (2) ко­то­ро­го (3) об­ла­да­ют спо­соб­но­стью (4) удер­жи­вать огром­ное ко­ли­че­ство влаги

19.Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

У Алёшки было не­обы­чай­но раз­ви­то во­об­ра­же­ние (1) и (2) когда мы вме­сте чи­та­ли одну и ту же книгу (3) он все­гда очень живо пред­став­лял себе опи­сы­ва­е­мые со­бы­тия (4) и до­бав­лял в них что-то своё.

20.Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Со­вре­мен­ные под­рост­ки ак­тив­ны, но не же­ла­ют от­да­вать или де­лать что-либо про­сто так.

2) Ны­неш­ние под­рост­ки хуже своих пред­ше­ствен­ни­ков.

3) Под­рост­ки спе­шат по­быст­рее вы­рас­ти, чтобы сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся день­га­ми.

4) Для со­вре­мен­ной молодёжи важ­нее сде­лать ка­рье­ру, чем выйти замуж или же­нить­ся.

5) Жить от­дель­но от ро­ди­те­лей—цель мно­гих под­рост­ков.

(1)Ны­неш­ние под­рост­ки, рождённые в на­ча­ле де­вя­но­стых годов XX века, — пер­вое по­ко­ле­ние, вы­рос­шее в «об­ще­стве по­треб­ле­ния». (2)У боль­шин­ства из них, не­смот­ря на юный воз­раст, уже су­ще­ству­ет лич­ност­ная уста­нов­ка, со­от­вет­ству­ю­щая сло­га­ну: «Бери от жизни всё». (З)Всё взять, всё иметь, всё успеть.

(4)Де­ся­ти-пят­на­дца­ти­лет­ние ак­тив­ны, но не умеют де­лать что-либо про­сто так. (5)По ве­ле­нию души. (6)Они во мно­гом хит­рее и прак­тич­нее взрос­лых и ис­крен­не убеж­де­ны, что взрос­лые су­ще­ству­ют лишь для удо­вле­тво­ре­ния их по­треб­но­стей. (7)Всё воз­рас­та­ю­щих. (8)Дети хотят быст­рее вы­рас­ти. (9)По­че­му спе­шат? (10)Чтоб сво­бод­но рас­по­ря­жать­ся день­га­ми.

(11)Как за­ра­бо­тать, пока не знают, не за­ду­мы­ва­ют­ся.

(12)Сей­час вос­пи­ты­ва­ют сверст­ни­ки, те­ле­ви­де­ние, улица. (13)Рос­сий­ские пси­хо­ло­ги счи­та­ют, что самая боль­шая про­бле­ма за­клю­ча­ет­ся в том, что и сами взрос­лые на­це­ле­ны на по­треб­ле­ние.

(14)Од­на­ко не всё так плохо.

(15)В целом молодёжь очень раз­ношёрст­ная, а бо­лез­нен­ные пе­ре­ко­сы имеют объ­ек­тив­ную ос­но­ву: свой­ствен­ные под­рост­ко­во­му воз­рас­ту кри­зи­сы сов­па­ли с кри­зи­сом цен­ност­ных ори­ен­та­ции в стра­не.

(16)У со­вре­мен­ной молодёжи не­ма­ло и по­ло­жи­тель­ных ори­ен­ти­ров. (17)Она жаж­дет учить­ся, де­лать ка­рье­ру и для этого го­то­ва много ра­бо­тать, тогда как юноши и де­вуш­ки эпохи за­стоя ждали, что им всё даст го­су­дар­ство.

(18)Тен­ден­ция к са­мо­ре­а­ли­за­ции — зна­ко­вое на­прав­ле­ние для се­го­дняш­не­го юного по­ко­ле­ния. (19)А по­вы­шен­ное вни­ма­ние под­рост­ков к опре­делённым то­ва­рам, стилю жизни было и будет, так как это вхо­дит в круг цен­но­стей, ко­то­ры­ми надо об­ла­дать, чтобы впи­сать­ся в среду сверст­ни­ков. (20)Надо быть как все.

(21)Что же наи­бо­лее зна­чи­мо в жизни, по мне­нию самих под­рост­ков? (22)На пер­вом месте у них — хо­ро­шая ра­бо­та, ка­рье­ра и об­ра­зо­ва­ние. (23)Под­рост­ки осо­зна­ют: чтобы в бу­ду­щем хо­ро­шо жить, надо при­ло­жить к этому соб­ствен­ные уси­лия.

(24)Мно­гие стар­ше­класс­ни­ки хотят по­лу­чить выс­шее об­ра­зо­ва­ние, и в рей­тин­ге про­фес­сий нет ни бан­ди­тов, ни кил­ле­ров, что на­блю­да­лось ещё де­сять лет назад.

(25)Для до­сти­же­ния своих целей они го­то­вы от­ло­жить же­нить­бу или за­му­же­ство до того вре­ме­ни, когда

ре­а­ли­зу­ют себя как спе­ци­а­ли­сты и, со­от­вет­ствен­но, ста­нут хо­ро­шо за­ра­ба­ты­вать.

(26)Ны­неш­ние под­рост­ки не лучше и не хуже своих пред­ше­ствен­ни­ков. (27)Про­сто они дру­гие.

(По И. Мас­ло­ву*)

* Илья Алек­сан­дро­вич Мас­лов (1935-2008 гг.) — поэт, про­за­ик, пуб­ли­цист, автор книг, по­свя­щен­ных ис­то­рии.

Ис­точ­ник тек­ста: ЕГЭ 2013, Урал, ва­ри­ант 1.

21.Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

Цифры ука­жи­те в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

1) Пред­ло­же­ние 2 по­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ния 1.

2) В пред­ло­же­ни­ях 14−15 пред­став­ле­но рас­суж­де­ние.

3) В пред­ло­же­нии 17 со­дер­жит­ся ар­гу­мент к те­зи­су, сфор­му­ли­ро­ван­но­му в пред­ло­же­нии 16.

4) Пред­ло­же­ния 21−23 со­дер­жат по­вест­во­ва­ние.

5) Пред­ло­же­ние 10 со­дер­жит вывод из 9.

22.Из пред­ло­же­ния 26 вы­пи­ши­те ан­то­ни­мы

23.Среди пред­ло­же­ний 18−23 най­ди­те такое, ко­то­рое свя­за­но с преды­ду­щим с по­мо­щью лич­но­го ме­сто­име­ния. На­пи­ши­те номер этого пред­ло­же­ния.

24.Про­чи­тай­те фраг­мент ре­цен­зии. В нём рас­смат­ри­ва­ют­ся язы­ко­вые осо­бен­но­сти тек­ста. Не­ко­то­рые тер­ми­ны, ис­поль­зо­ван­ные в ре­цен­зии, про­пу­ще­ны. Вставь­те на места про­пус­ков цифры, со­от­вет­ству­ю­щие но­ме­ру тер­ми­на из спис­ка.

«Опи­сы­вая ка­че­ства, свой­ствен­ные со­вре­мен­ным под­рост­кам, автор тек­ста ис­поль­зу­ет такой приём, как (А)_____ (пред­ло­же­ния 4—5), и син­так­си­че­ское сред­ство вы­ра­зи­тель­но­сти − (Б)_____ (пред­ло­же­ния 17, 22). Для ха­рак­те­ри­сти­ки мо­ло­до­го по­ко­ле­ния ис­поль­зу­ют­ся лек­си­че­ские сред­ства: (В)_____ («про­сто так» в пред­ло­же­нии 4) и (Г)_____ («уста­нов­ка», «по­треб­но­сти», «по­треб­ле­ние» и др.)».

Спи­сок тер­ми­нов:

1) ри­то­ри­че­ское об­ра­ще­ние

2) об­ще­ствен­но-по­ли­ти­че­ская лек­си­ка

3) си­но­ни­мы

4) пар­цел­ля­ция

5) ряды од­но­род­ных чле­нов

6) ци­ти­ро­ва­ние

7) фра­зео­ло­гизм

8) ги­пер­бо­ла

9) ана­фо­ра

Дата добавления: 2017-01-21; просмотров: 560 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Задание 19 ЕГЭ. Тренировочный вариант с ответами

Задание 19

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

1 Древовидные пионы (1) листья (2) которых (3) облетают на зиму (4) со временем превращаются в пышно цветущие раскидистые кусты.

2 Валовой внутренний продукт является тем показателем (1) на основании (2) которого производится разделение стран (3) на развитые и развивающиеся.

3 Роман Гончарова «Обломов» (1) выгодно отличался от нравоописательных повестей натуральной школы обстоятельностью и «монографичностью» картины (2) естественным началом (3) которой (4) было изображение обычного дня героя.

4 За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

5 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

6 В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

7 Байкал (1) вид которого (2) открылся путешественникам (3) выглядел величественно спокойным.

8 Привлекает внимание каменная стенка (1) у подножия (2) которой (3) цветут дельфиниум и шалфей.

10 В начале 1930 года (1) С.М. Бонди (2) идеи (3) которого (4) позже осуществились при издании академического собрания сочинений Пушкина (5) начинает систематическое изучение рукописей поэта.

11 Банковский кредит – выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

12 Каждый писатель является психологом (1) в задачи (2) которого (3) входит понимание мотивов поступков героя и раскрытие его души.

13 Биологи (1) каждый из которых (2) изучает определённую группу морских организмов (3) выходят в океан на огромных исследовательских судах.

14 Холодные осенние тени (1) бродили по лесу (2) деревья (3) в котором (4) замерли в ожидании зимы.

15 Лецитин является веществом (1) дефицит (2) которого (3) влечёт повышенную утомляемость и ухудшение памяти.

16 Вопросы юного помощника снова напомнили ему (1) тот случай (2) вспоминать о котором (3) он не любил.

17 Перед наступлением устойчивых холодов (1) обязательно укрывают плетистые розы (2) однолетние побеги (3) которых (4) нельзя обрезать.

18 Наводнение (1) занесло на пустынный остров ветхий домишко (2) ставни (3) которого (4) были распахнуты, как будто тянулись к людям.

19 Мы оказались на лугу (1) трава (2) на котором (3) стояла до самых плеч.

20 В XVIII столетии при европейских императорских дворцах (1) существовали оркестровые и хоровые капеллы (2) для руководства (3) которыми (4) приглашались выдающиеся музыканты.

21 В нескольких шагах от дома (1) течёт чистая река (2) берега (3) которой (4) покрыты мягкой густой травой.

22 Идея единого европейского пространства (1) поклонником (2) которой (3) был первый директор Царскосельского лицея Малиновский (4) обрела множество сторонников.

23 Та самая река (1) на берегу (2) которой (3) Евгений провёл бóльшую часть своей жизни (4) была неузнаваема.

24 Через двадцать лет Марина Цветаева (1) с улыбкой вспоминала знаменитую декларацию московских футуристов (2) авторство (3) которой (4) было приписано одному Маяковскому.

25 Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги.

26 Психологический портрет героя литературного произведения (1) примером (2) которого является (3) описание Маши Мироновой в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» (4) призван раскрыть внутренний мир героя через его внешность.

27 Хлестакову удалось провести (1) даже городничего (2) плутовство (3) которого (4) было известно всему городу.

28 Мышление (1) обеспечивает способность человека правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

29 Я вернулся на уютную полянку (1) около (2) которой (3) недавно собирал грибы.

31 В последующие годы (1) поэт будет часто встречаться со школьным другом (2) мнение (3) которого (4) ему небезразлично. С самого раннего возраста

32 Самое гигантское животное на земном шаре (1) питается всякой мелочью (2) вес (3) которой (4) составляет всего доли грамма.

33 Организму человека (1) необходимы микроэлементы (2) использование (3) которых (4) в комплексных удобрениях (5) увеличивает питательную ценность плодов и овощей.

34 Полотно Репина «Бурлаки на Волге» – монументальное произведение (1) главными действующими лицами (2) которого (3) являются не герои древности, а простой народ современной автору России.

35 В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.

36 В XIX веке в России между чинами титулярного советника и коллежского асессора (1) разверзалась бездна (2) мостом (3) через которую (4) служил университетский или лицейский диплом.

37 Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.

38 В японских садах (1) часто используются камни (2) причудливая форма (3) которых (4) напоминает о вечности.

39 Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

40 Извилистые дорожки (1) плавные линии (2) которых (3) манят в глубину участка (4) делают сад загадочным.

41 Я видел счастливого человека (1) заветная мечта (2) которого (3) осуществилась.

42 Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

43 Срезанная сирень (1) стебли (2) которой (3) расщепляют и очищают от коры (4) долго стоит в вазе.

44 Каменные дорожки (1) извилистые линии (2) которых (3) символизируют поток энергии (4) приобретают особое значение в японском саду.

45 Одним из самых капризных растений считается камелия(1) бутоны (2) которой (3) могут опасть в любой момент.

46 В своих пьесах Чехов создал образы людей (1) жизнь (2) которых (3) пришлась на переломный момент истории.

47 Произведения Куинджи, Поленова, Саврасова, Левитана (1) каждое (2) из которых (3) вызывало огромный интерес зрителей (4) представляли различные направления в единых рамках русского реалистического пейзажа.

48 Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

49 Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

50 В поэме Гоголя «Мёртвые души» (1) Чичиков не единственный персонаж (2) история жизни (3) которого (4) даётся во всех деталях.

51 Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.

52 На Кольском полуострове (1) до сих пор сохранились места (2) добраться (3) до которых (4) можно только на вертолёте или при помощи гусеничной техники.

Ответы

Учёные создали уникальный материал (1) гранулы (2) которого (3) обладают способностью (4) удерживать огромное количество влаги

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Более всего П.И. Чайковского вдохновляла поэзия А.С. Пушкина (1) по произведениям (2) которого (3) он создал лучшие свои оперы.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Лена — главная судоходная восточносибирская артерия (1) значение (2) которой (3) для интенсивно развивающегося хозяйства (4) огромно

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Отец Аркадия Кирсанова (1) сохранил юношескую любовь к Пушкину (2) перед стихами (3) которого (4) он испытывает истинное преклонение.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В настоящее время рассматривается возможность использования айсбергов Антарктики для получения пресной воды (1) дефицит (2) которой (3) вскоре может охватить две трети жителей Земли.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В «Фаталисте» (1) Печорин рассказывает о происшествии (2) свидетелем (3) которого (4) он был.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Банковский кредит — выдаваемая на какой-либо срок ссуда (1) в пределах (2) которой (3) возможен расход (4) на определённую потребность.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Самым популярным вариантом дома в Архангельске является сруб из сосны (1) внутренняя отделка (2) которого (3) изготовлена из осины или берёзы.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Теперь все живые сцены путешествия вошли в поэму (1) сюжет (2) которой (3) был достаточно неопределённым.

Задание 19 15

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Перед глазами путника расстилалась река (1) по обоим берегам (2) которой (3) теснились маленькие домики.

Вариант 4

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Маленькие горные речки (1) превратились теперь в бурные потоки (2) переправа (3) через которые (4) отняла у нас много времени.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Типичными героями (1) за равенство и права (2) которых (3) боролся просветитель (4) оказываются женщина или ребёнок.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Долгое время киты (1) наблюдать (2) которых (3) удавалось раньше немногим (4) считались рыбами.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

За обильное цветение (1) ценятся герани (2) семена (3) которых (4) можно высевать летом или под зиму.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого раннего возраста (1) А. Т. Твардовский впитал любовь и уважение к земле, нелёгкому труду на ней и кузнечному делу (2) мастером (3) которого (4) был его отец.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мышление обеспечивает способность человека (1) правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Однажды я ловил рыбу на небольшом озере (1) крутые берега (2) которого (3) густо заросли цепкой ежевикой.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Деревья (1) возле (2)которых (3) мы расположились (4) одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

С самого начала июня (1) танковые соединения противника находились в центре внимания разведки (2) текущие донесения (3) которой (4) постоянно обсуждались на заседаниях генерального штаба.

Задание 19

Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Дата добавления: 2019-02-22; просмотров: 211;

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *